В движении
От дорог к экспорту угля: зачем России «Восточный полигон»

Огромные участи Сибири и Дальнего Востока сегодня пустуют, потому что там не развита транспортная инфраструктура. Нет смысла строить жилье или вести разработку месторождений там, куда нельзя добраться. Нехватка путей сообщения ограничивает Россию в перевозках угля и других полезных ископаемых. Ей сложно конкурировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе с канадскими и австралийскими корпорациями.Некоторые страны АТР сейчас на 70–80% зависят от австралийского угля. А на его место может прийти российский.

001
млрд рублей
инвестировано
в «Восточный полигон»
До 00
млн тонн должен
вырасти грузопоток
на Дальний Восток
по итогам проекта

Чтобы улучшить транспортное сообщение в азиатской части страны, в 2013 году был запущен проект модернизации «Восточного полигона». Он включает модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

С момента начала большой стройки в 2013 году, благодаря реконструкции существующих и строительству новых путей удалось на треть увеличить провозную способность основных участков БАМа и Транссиба.

За 11 месяцев 2017 года погрузка угля на сети РЖД выросла на 9%, до 325,9 млн тонн. В том числе порядка 70 млн тонн — на экспорт через дальневосточные порты.

Угольный сектор сегодня — один из самых перспективных по объемам перевозок. Одно только Эльгинское угольное месторождение должно повысить грузопоток на 12 млн тонн. Благодаря Кимкано-Сутарскому месторождению можно будет экспортировать в Китай 11 млн тонн железорудного концентрата. Осваивать месторождения планируют порядка 50 компаний, включая «Колмар», «Мечел» и «ЕвразХолдинг».

Благодаря сообщению с новыми месторождениями, появится возможность увеличить объемы перевозок, сделать российский уголь более привлекательным на мировом рынке и повысить деловую активность в регионе.

Байкало-Амурская магистраль возьмет на себя часть грузопотока, который сейчас проходит по Транссибу. Это позволит разгрузить Транссибирскую магистраль, сделать её более скоростной. В рамках продукта «Транссиб за 7 суток» грузы уже сейчас доставляются от восточных границ страны до Москвы ровно за неделю, что сопоставимо со скоростью пассажирского поезда «Россия» Владивосток — Москва, который преодолевает это расстояние за 6 суток.

На 0.0%
вырос объем перевозок в направлении портов Дальнего Востока за 11 месяцев 2017 года (в сравнении с 2016 годом)
Более
0
километров путей
реконструировано
и построено

Грузооборот по итогам года 2017 увеличится более чем на 6%, он достигнет рекордного уровня за весь период новейшей истории России (с 1992 года).

В период с 2013 по 2019 год планируется построить и реконструировать 91 станцию, построить 42 разъезда, порядка 547 км дополнительных главных путей, 680 км автоблокировки, реконструировать 77 и построить 7 электроподстанций, реконструировать порядка 458 км контактной сети, более 350 искусственных сооружений, модернизировать 5 660,8 км железнодорожного пути, выполнить строительство нового Байкальского однопутного тоннеля протяженностью 6,7 км.

Почти 000 
объектов транспортной инфраструктуры строится в настоящее время. В конце 2017 года будет введено в эксплуатацию:
0
станций
0
км контактной сети
0
моста
0
разъездов, 38,2 км вторых путей
0
жилых домов для сотрудников
0
км железнодорожного пути

Транссибирская магистраль

Эта самая длинная в мире железная дорога соединяет разные уголки России, связывает её с Китаем, Монголией и европейскими странами.

Строительство началось ещё в 1891 году, после высочайшего указа Александра III. Поезда начали регулярно ходить в 1903 году — от Санкт-Петербурга до Владивостока и Порт-Артура, причём через Байкал их перевозили на пароме.

На пути Транссиба находится 11 областей, 5 краев, 2 республики, 1 автономная область Российской Федерации, 88 городов, 16 крупных рек.

Почти
00 000
километров протяженность Транссибирской магистрали
Более
000
млн тонн грузов в год
позволяет перевозить
Транссибирская магистраль

На некоторых направлениях она стала альтернативой морским маршрутам. По сравнению с морем перевозки по Транссибу эффективнее. Во-первых, грузы перемещаются в два-четыре раза быстрее. Например, контейнерный поезд из Китая в Финляндию идёт 11 суток, а судно-контейнеровоз — 28. Во-вторых, 90% маршрута пролегает по России, что сокращает политические риски. В-третьих, количество перевалочных пунктов минимально — это уменьшает расходы и опасность повредить груз.

Транссибирская магистраль проходит через области, где сосредоточено почти 20% нефтепереработки, 65% российского угля и 25% деловой древесины.

1
Развитие железнодорожных станций на границе с Китаем, Монголией и КНДР
2
Реконструировать участок «Карымская — Забайкальск», через который можно будет перевозить большие объемы грузов в Китай.
3
Улучшить контейнерные терминалы, чтобы они соответствовали мировым стандартам
4
Построить подходы к морским портам

Байкало-Амурская магистраль

Байкало-Амурская магистраль также одна из крупнейших в мире.

Магистраль проходит по территории Иркутской области, Забайкальского и Хабаровского края, Амурской области, Бурятии и Якутии. На строительство центральной части БАМа ушло больше 12 лет, на всю целиком — 26

0000
километров составляет
протяженность БАМа

Как и в случае с Транссибом, Байкало-Амурская магистраль строилась, чтобы освоить прилежащие районы, открыть доступ к лесным, минеральным и другим природным ресурсам. В зоне прохождения БАМа расположены десятки месторождений, в том числе неосвоенных. Самые перспективные находятся в Якутии, Амурской и Иркутской областях и на севере Забайкалья.

Читайте также